Краткий гайд по эмоциональному интеллекту
Затрагивая тему эмоционального интеллекта, прежде всего, важно сказать, что термин эмоциональный интеллект (ЭИ) был введен американскими психологами П. Саловеем, Дж. Майером и Д. Карузо в конце 20 века.
Во-первых, в научном смысле – это способность, когда мы рождаемся с некоторыми предрасположенностями, и каждая способность, ЭИ может развиваться. Поэтому, хороший момент, что в какой момент жизни мы не начали бы развивать ЭИ, мы его может развить. И в целом в ЭИ можно развиваться бесконечно, сам Давид Карузо говорил, что он не считает себя выдающимся экспертом в области ЭИ.
Вторая важная вещь, ЭИ - это интеллектуальная
способность. ЭИ не равен IQ, нет связи между ними. Безусловно, чем лучше мы развиты, тем у нас лучше
возможность для развития ЭИ.
При кажущейся простоте, структура ЭИ не такая
простая. 4 компонента – как 4 отдельные способности, компоненты внутри
структуры ЭИ. Смысл каждой из этих ветвей:
I. Все начинается с идентификации, восприятия эмоций. Невозможно говорить про ЭИ, не говоря про способность человека распознавать эмоциональное состояния, в котором он или окружающие пребывают. Чтобы развить эту способность, мы должны знать, как описать свои эмоции, эмоциональные состояния. На этом этапе вы можете обращаться к колесу эмоций Плутчика.
II. Вторая способность - использование эмоций для решения задач. Это способности человека умело проживать те состояния, в которых он находится. Ученые обнаружили, что у взрослых ветвь ЭИ, связанная с решением задач, развита менее других. Например, вам грустно – если есть возможность, погрустить - грустите. Часто у нас просто не бывает такой возможности. Но, чтобы умело использовать свои эмоции, старайтесь находить возможности и проживать эффективно свои эмоции. Здесь предлагаю использовать Вам схему 4-х квадрантов. После того, как Вы идентифицируете свои эмоции, определите, в каком квадранте вы находитесь, и можно распределить свои дела и активности в зависимости от вашего текущего состояния, чтобы гармонично позволить себе пережить свои эмоции.
III.
Третья ветвь – понимание эмоций. Она тесно связана с
восприятием, когда мы понимаем причины возникшей эмоции, что или кто ее вызвал,
и понимаем, к чему может привести долгое пребывание в этом состоянии, чтобы
осмысленно подходить к тому, что с нами происходит. Попробуйте вести дневник
эмоций хотя бы какое-то время. Это поможет вам лучше понять себя и свои
триггеры.
IV.
И, наконец, последняя ветвь – управление эмоциями. Речь идет прежде
всего про сознательное регулирование нежелательных эмоций, уметь быстро
перевести себя в нужное состояние.
Логика здесь простая: когда мы знаем, как
идентифицировать эмоции, в каком состоянии какая активность и деятельность
лучше всего встраивается, что является причиной и вызывает ту или иную реакцию,
мы может выстраивать нашу коммуникацию с партнерами и нашим окружением.
1 шаг – всегда оценка той ситуации, в которой
вы или собеседник находитесь, что на эмоцию испытываете. 2 шаг – насколько
сейчас та активность, которая запланирована, например, дискуссия, разработка
проекта, насколько эта деятельность органична в том эмоциональном состоянии, в
котором человек находится. 3 шаг- дальше мы либо оставляем человека в этом
эмоциональной состоянии, либо сами подстраиваемся, либо, если активность для
нас в приоритете, то переводим человека в то состояние, где он плодотворнее и
эффективнее будет выполнять свои задачи. В этой логике, держа эти шаги – мы
можем говорить о том, что мы управляем эмоциональным состоянием себя и других
людей.
В целом, вся логика управления эмоциональным
интеллектом заключается в том, чтобы снижать интенсивность ярких эмоций, если
мы находимся уже во власти интенсивных эмоций - нам нужно их снижать, чтобы
мозг мог включиться, так как в состоянии аффекта мы собой управлять не можем, а
вот нами могут... И, если вдруг мы находимся, наоборот, в состоянии очень
низких эмоций и нам нужно набрать сил - мы делаем что-то, что повышает наши
эмоции.
И когда мы говорим про конкретные стратегии
управления ЭИ и инструменты, можно отметить профилактические и проактивные
стратегии:
Профилактические
стратегии: не допустить нежелательных развитий на
перспективу, т.е., например, ведя дневник эмоций мы уже знаем наши триггеры,
которые однозначно запустят эмоциональную реакцию в достаточно стандартной
ситуации. И мы может подготовиться и сделать что-то, что не вызовет этой
реакции либо снизит ее.
1. Самое простое попробовать уйти от ситуации. Если нет возможности, попробовать модифицировать неприятные ситуации, например, если чувствуете, что руководитель не в форме утром, может и не стоит назначать каких-то встреч, либо понимая, что понедельник день тяжелый, использовать вторник для серьезных решений.
Проактивные стратегии, когда мы владеем инструментами и управляем неприятными нежелательными эмоциональными реакциями, умеем быстро привести себя в чувство и перейти на путь осознания всего происходящего. Чаще всего такой встает вопрос, когда эмоции затмевают наш разум, т.е. в состоянии аффекта. Аффект в целом может сам сойти на нет, но мы можем существовать в этих неприятных эмоциях еще длительное время, поэтому задача снизить градус эмоций.
Из подручных проактивных техник можно
использовать следующие:
1.
Дыхательные техники, концентрируемся на себе,
дыхании, пробуем кровь насытить кислородом глубоким вдохом и протяжным выходом.
Есть много вариантов дыхания: дыхание по квадрату, по треугольнику, в общем
здесь главное дать сигнал мозгу, что происходит что-то отличное от обычного,
т.е. любой, отличный от обычного, вариант дыхания уже может привести человека в
норму, не обязательно это должны быть только глубокие вдохи выдохи, хотя с
точки зрения физиологии это действительно позволяет насытить кровь кислородом и
наши интеллектуальные способности активизируются, мы можем адекватно начинать
воспринимать все происходящее.
2.
Холодная вода. Умыть руки, лицо, либо просто
глоток холодной воды тоже приводит в чувство.
3.
Вместе с этим помогают Паузы. Пауза и уход из ситуации не
решает проблему, это временная стратегия, которая позволяет выдохнуть, собрать
ресурсы и не принимать серьезных важных решений. Взять паузу - иногда признак
хорошего тона, особенно когда сомневаетесь, или даже просто не владеете
информацией.
4.
Есть физиологические техники, которые тоже позволяют привести организм в
норму, например, гимнастика Алиева, упражнения универсальные для любого
эмоционального состояния.
5.
И безусловно, если рядом находится
кто-то, кто помогает снять эмоциональное состояние, кто в ресурсе.
Надеюсь, вам было интересно, и приглашаю в свой телеграм канал, где я
делюсь темами, которые пригодятся вам в разные моменты жизни, а также, после
подписки, вы сможете скачать сет полезных книг, гайдов и чек-листов по личной
эффективности https://t.me/business_and_coaching
#эмоциональныйинтеллект
#управлениеэмоциями
Комментарии
Отправить комментарий